Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Легковые авто так же сыграли далековато не последнюю роль в Величавой Российскей войне. По последней мере, слова «эмка», и «виллис» слышали все. Кое-кто даже вспомнит про «русский виллис», либо «Иван-виллис» ГАЗ-67. И…всё?

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Конечно нет. Да, ГАЗ-М1, он же «эмка», был единственным русским легковым автомобилем, выпускавшимся до войны значительными сериями. А «виллис» был основной армейской легковушкой прямо до окончания войны. Но перед тем как перейти к наименее всераспространенным в русской армии автомобилям, затронем кратко главные.

ГАЗ-М1, «Эмка»

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Как и в случае с «полуторкой» ГАЗ-ММ, макетом «эмки» также послужил автомобиль модельного ряда компании «Форд». Если поточнее — «Ford model A», он же — «Форд-А», прямой преемник на конвейере знаменитого Форд-Т. Унифицированными и взаимозаменяемыми были существенное количество деталей этих 2-ух автомобилей; движок, фронтальный мост, крылья, капот, щиток устройств, фронтальные сидения, управляющий механизм, а сам движок всей серии — и легкового Форд-А, и грузового Форд-АА — представлял собой модернизированный движок «Жестянки Лизи», как в США называли Форд-Т. С теми же эксплуатационными чертами; ездил на любом горючем, да и потреблял его в значимых количествах..

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Сначало в СССР собирался, конечно, конкретно Форд-А; пока в Нижнем Новгороде достраивался ГАЗ, отверточная сборка американских легковых машин происходила на заводах «Гудок октября» (в Нижнем Новгороде, после переименования — Горьковатый), и на столичном заводе КИМ (потом АЗЛК).

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Особенностью автомобиля ГАЗ-А были брезентовые тент, и боковинки кузова с целлулоидными окнами, также колеса с проволочными спицами. Очень стремительно автомобиль был модернизирован уже русскими спецами, и модернизированная версия получила заглавие ГАЗ-А, а в 1936 году, в связи со сменой номенклатуры изделий ГАЗа, с сборочного потока начал сходить автомобиль ГАЗ-М1, предстоящая модернизация ГАЗ-А.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Сначала был модернизирован движок: он был форсирован с 40 л.с до 50-ти л.с. Был добавлен бензонасос; бензобак стал размещаться ниже уровня карбюратора, и в отличие от ГАЗ-А самотеком уже не шел. Беря во внимание опыт эксплуатации ГАЗ-А на дорогах СССР, была существенно усилена рама автомобиля, автомобиль обзавелся 4 рессорами (заместо 2-ух у макета), ветреные колеса на спицах сменились цельноштампованными, а сам автомобиль снаружи был изготовлен более тонким, быстрым, и, пожалуй, роскошным.

В предстоящем автомобиль обзавелся кучей модификаций. К примеру, серийно выпускался пикап ГАЗ-М-415, появилась версия ГАЗ-11-73 с 6-ти цилиндровым движком мощностью в 76 л.с (потом эти движки ставились на легкие танки Т-60, и Т-70), была разработана «эмка» с кузовом «фаэтон» (ГАЗ-11-40, в серию пойти автомобиль не успел), а так же вэдовая версия «эмки» ГАЗ-61. Так же на базе «эмки» до войны серийно выпускались бронеавтомобили БА-10 (с началом войны создание было прекращено).

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

С началом войны большая часть легковых автомобилей была выслана на фронт. Сама же «эмка» выполнялась до 1943 года, пока на конвейере ее не сменил чисто военный утилитарный легкий джип ГАЗ-67, но — о нем пойдет речь ниже.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

В целом, «эмка» хорошо зарекомендовала себя в качестве штабного автомобиля, но для войсковых операций необходимо было что-то другое. И это что-то в большинстве собственном поступало из-за океана.

«Виллис»

История этого автомобиля началась за год до начала Величавой Российскей войны, когда армия США организовала конкурс на легкий армейский джип. Условия конкурса были максимально жесткими, а сроки — очень ограниченными, 2 месяца — и ни денька больше. Рискнули принять в нем роль только 2 компании: «Willys-Overland Motors» и «American Bantam», а в обозначенный срок уложилась только 2-ая.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

А вот далее начались интриги:

Во-1-х, компания «Виллис-Оверланд Моторс», используя прямой подкуп должностных лиц достигнула продления сроков сдачи макета на 75 дней. И — снова таки не совершенно честно и через военные ведомства — выкрала всю техно документацию на макет конкурента. Данный факт выплыл только после окончания 2-ой Мировой войны, когда компания «Бантам» уже разорилась. Таким макаром, имея фору по времени, и располагая чертежами автомобиля конкурентов, «Виллис» сумел сделать полностью достойного соперника джипу компании «Американ Бантам». Все же, в увеличенные сроки проведения конкурса уложилась не только лишь компания «Виллис Оверланд Моторс», да и реальная акула южноамериканского автопрома: Форд. Которая так же сделала полностью достойную кандидатуру, легкий вездеход «Пигмей». Который, кстати, и выиграл 1-ый шаг конкурса. Уже подтверждено, что макеты «Бантам» и «Виллис» были снаружи идентичны далековато не случаем; случаем ли Форд Pygmy оказался схожим и на «Виллис» и на «Бантам» — вопрос открыт до сего времени.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Как следствие, пробные партии в полторы тыщи экземпляров были заказаны всем трем фирмам. В обозначенные сроки уложился только «Форд», «Виллис» и «Бантам» не успевали.Но «Виллис», по мере роста объемов производства, модернизировал свою модель МА до модели МВ; в 1941 году чертежи модели МА были переданы возможностями президента Рузвельта инженерам компании Форд, и до конца войны «Форд Моторс Корпорейшен» выпускала конкретно их, под своим заглавием Форд GP и Форд GPW. Фирме «American Bantam» из всего военного заказа достались самые крохи; ей доверили создание армейских легких прицепов к автомобилю своей разработки. Кстати, у джипов Виллис и Форд, поставлявшихся по ленд-лизу, взаимозаменяемость даже маленьких деталей была очень нехорошая, а внедорожник «Бантан» вообщем был большой редкостью.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

К слову, большая часть первых, пробных партий всех 3-х производителей ушла в СССР по ленд-лизу; наверняка, руководствуясь принципом «возьми боже, что нам не гоже». При этом, если продукция компаний «Форд» и «Виллис» звалась «виллисом», то вседорожники компании «Бантам» носили у русских боец имя собственное: «бантик». Достоверно понятно, что конкретно на их разъезжала охрана маршала Жукова.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

К чести американских автомобилей, любовь к ним русских боец была оправдана стопроцентно: обыкновенные, нетребовательные, вэдовые машинки казалось были просто предназначены для военного бездорожья. Открытый кузов давал возможность стремительно покинуть автомобиль, и даже предоставлял шанс уцелеть экипажу когда автомобиль налетал на мину; водителя и пассажиров просто выкидывало из автомобиля. Если «Виллис» застревал в грязищи, его можно было вынуть из нее руками; с бортов для этой цели были приварены особые ручки, а топор и лопата шли в комплекте и крепились к левому борту. «Виллис» мог разгоняться более чем до 100 км/ч, преодолевать броды до полметра глубиной и значимые подъемы, и вообщем показал себя в качестве неподменного автомобиля на всех фронтах Величавой Российскей войны. Тягач для легких орудий, штабная машина, санитарный автомобиль, автомобиль разведки — вот далековато не полный перечень вариантов выполнения «виллиса».

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Не считая того, компания Форд поставляла в СССР амфибию Форд GPA. Этот небольшой автомобильчик был очень ценим в разведротах русской армии; современники обрисовывали случаи, когда один таковой автомобиль изменялся сходу на три «виллиса». Высшее военное русское управление предусмотрело в номенклатуре РККА неограниченное количество плавающих танков, а вот плавающими легковушками как-то не озаботилось, а после стало очень поздно.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Всего в СССР было отправлено около 50 000 виллисов, часть из их согласно условиям ленд-лиза была возвращена американской стороне. К слову, островная Англия по тому же ленд-лизу получила в два раза больше «виллисов» чем огромный СССР, и интенсивно использовала их во всех колониальных войнах после ВМВ.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

К слову, посреди авто историков до сего времени ведутся споры о происхождении слова «jeep» применительно к легким армейским автомобилям завышенной проходимости. С одной стороны «jeep» — «цыган» — это заглавие макета компании Бантан. С другой стороны — есть версия, что как «эмка» — это созвучие от М1, так «jeep» — это созвучие от фордовского Форд GP. Вроде бы то ни было, заглавие «Jeep» после войны приняла компания Willys-Overland Motors. А сама компания American Bantam, подарившая миру если не заглавие класса легковых автомобилей, то, по последней мере, самого первого его представителя, разорилась сходу после войны, сейчас находится в практически полном забвении, и известна приемущественно посреди фанатов ретро-мобилей. При этом заморских.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

ГАЗ-67, «русский виллис», либо «Иван-виллис». Он же «козлик»

К чести русского автопрома, аналог «виллиса» в СССР начал разрабатываться еще до войны, а вэдовый армейский легковой вездеход был разработан вообщем первым в мире, в 1938 году, и даже был выпущен в малых количествах: это был уже упомянутый в главе про серию ГАЗ-61и ее модификации. Но это было не то, что нужно; машина была тяжеленной и сложной в производстве.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Меж тем, в январе 1941-го года наркому Малышеву, курировавшему в том числе и русский автопром, в руки попала фото из южноамериканского авто журнальчика, на которой макет компании «Бантам» уверенно взбирался по ступенькам Белоснежного дома в Вашингтоне. Как это нередко бывало в СССР, приказ был подходящим: делать такую же!

И ее сделали. За рекордные 51 денек!

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Поначалу был макет Р-1, чуток позднее — серийный ГАЗ-64; 1-ые его эталоны были высланы на фронт уже в августе 1941 года. Этот автомобиль и правда был почти во всем скопирован с южноамериканского макета; а именно, ширина колеи была подобна до мм. Как следствие, «детской болячкой» что «виллиса» что ранешнего «Иван-виллиса» были опрокидывание в кювет при резком повороте, и невписываемость в стандартную колею.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

ГАЗ-64 был выпущен в наименьшем количестве; 686 экземпляров. Большая часть шасси, на которых делался этот автомобиль, уходили на создание русского броневика БА-64, единственного, выпускавшегося в СССР в годы войны.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Все же, ГАЗ-64 успел славно повоевать; в битве за Москву его интенсивно использовали для резвой переброски с места на место противотанковых пушек совместно с расчетом и боекомплектом. Тогда же в СССР стали поступать и 1-ые «Виллисы», а именно, практически вся серия Виллис МА.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

А в конце 1942 года в серию пошел «русский виллис» ГАЗ-67, с увеличенной относительно макета шириной колеи; главное отличие 67-го от 64-го — резко выступающие за пределыкорпуса угловатые крылья. В 1944 году автомобиль подвергся тому, что на данный момент именуют модным словом «рестайлинг»; так появилась версия ГАЗ-67Б, которая выпускалась прямо до 1953 года, при этом тиражами, сопоставимыми с тиражом «Виллиса»; на конвейере ее сменил более знаменитый ГАЗ-69. В памяти же русского народа ГАЗ-67 остался под еще одним, уже куда как наименее приятным на слух прозвищем: «козлик».

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Если же ассоциировать «виллис» и «русский виллис», то 2-ой окажется более нетребовательным, более проходимым, и способным буксировать массу, для «виллиса» запредельную. Зато у янки намного более легкое рулевое, более комфортабельная посадка, более понятные тормоза и наименее «деревянные» передачи в коробке. Тормозной путь у «виллиса» на третья часть короче, тормоза — более плавные (гидравлика у южноамериканского и механика у русского), педали — намного мягче, динамика разгона — более плавная, наибольшая скорость на десяток киломметров больше. Но — ГАЗ-67 проще в обслуживании, так как часть его агрегатов унифицирована с агрегатами как «полуторки», так и «эмки».

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

А что у германцев?

А у германцев — то же самое что и с грузовиками; на начало войны — фактически весь легковой автопарк Европы, плюс весь свой, очень разношерстный. Все поэтому, что правительство Германии поддерживало российского производителя, и, как следствие, в 30-е годы поставками легковых автомобилей собственного производства в подразделения Вермахта и СС занимались более 30 компаний. Приблизительно с середины войны началась относительная унификация. Было точное разделение по размерам служебного легкового автомобиля для офицеров тех либо других рангов; к примеру, автомобиль размером с «эмку» в Вермахте полагался майору, либо подполковнику, а вот для полковника уже бы не подошел, ему полагался автомобиль больше и комфортнее.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Меж тем, как в СССР за всеми легкими армейскими внедорожниками закрепилось прозвище «виллис», так в германской армии за всеми легкими армейскими открытыми автомобилями закрепилось прозвище «кюбельваген» («Kubelwagen»). Само заглавие «жестяной автомобиль» появилось в 30-е годы, перед войной, и происходило от фразы «жестяное ведро»; 1-ые открытые легковушки в германской армии 20-х годов должны были обеспечивать комфортабельную езду по кочкам, что достигалось очень просто; очень глубочайшей посадкой и очень мягенькими сиденьями. Фактически «кюбельвагеном» именовался хоть какой открытый армейский утилитарный автомобиль, время от времени — с натяжным брезентовым верхом, часто — с брезентовыми же дверцами, нередко — со раскладным лобовым стеклом. Но в большинстве случаев «жестяным автомобилем» называли машину производства компании Фольксваген.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Эта машина носила заглавие KdF-Wagen (KdF, сокращенно от германского «Kraft durch Freude» — «сила через радость»); макет ее был сотворен еще в 1936 году самим Фердинандом Порше, еще до того, как был сотворен макет знаменитого «Фольксваген Битл», ставшего легендой германского автопромышленности уже после 2-ой Мировой войны. В серию же автомобиль пошел под аббревиатурой Kfz.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

К слову, это был автомобиль еще больше обычный конструкции, ежели «виллис»; по современной систематизации — быстрее даже не автомобиль, а заднеприводная мотоколяска с маломощным движком объемом чуток больше литра (в 2 раза меньше чем у «виллиса») мощностью в 25 л.с (более чем вдвое меньше, чем у «виллиса), к тому же размещенным сзади, также кузовом, выполненным из жести.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Зато — его было много, он был дешев, просто ремонтировался, и обеспечивал хорошую проходимость по военным дорогам. Не считая того на его базе массово выпускали настолько ценимые в хоть какой разведке легкие амфибии. Все это сыграло свою решающую роль: «Фольксваген» за 5 военных лет выпустил более 50 000 кюбельвагенов всех модификаций и для всех родов войск германской армии. Приблизительно каждый 4-ый кюбельваген выпускался в формате амфибии.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Мрачный тевтонский гений

И, завершая этот лаконичный обзор, нельзя не вспомнить, пожалуй, самое футуристичное тс германской армии: полугусеничный байк Kettenkraftrad HK-101.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Вообще-то данный тип тс не был революционным либо диковинным во времена 2-ой Мировой войны; 1-ые байки на полугусеничном ходу европейские дороги узрели еще до Первой Мировой войны. Но не в малой степени благодаря массовости НК-101 послевоенная Европа вовсю заговорила о «Сумрачном тевтонском гении».

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

А началось все с того, что в 1940 году компания «NSU» получила от Министерства вооружений сухопутных войск заказ на разработку легкого тягача, созданного для увеличения мобильности пехотных подразделений. Оснащать данным типом машин планировалось сначала парашютные и легкие противотанковые подразделения.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Проект был разработан за несколько месяцев, и на выходе представлял собой комбинацию байка и гусеничного тягача.

Полугусеничный байк HK-101 имел открытый корпус, сделанный из листового железа. В ходовую часть транспорта входили фронтальное управляемое колесо, и смонтированный на несущем сварном корпусе гусеничный движитель, состоявший из мотора «Опель Олимпия» мощностью 35 л.с, 5 катков с каждого борта, расположенных в шахматном порядке (+ ведущее колесо, фронтальное с каждого борта), и гусениц. Транспортер вышел трехместным; два пассажирских места спиной к водителю располагались на корме аппарата.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Явными плюсами транспортера являлась его уникальная проходимость, превосходившая аналогичную как у кюбельвагенов, так и у армейских джипов той эры, как американских, так и русских. И это — невзирая на импозантную массу, 1250 килограмм! Из минусов необходимо отметить очень низкую скорость (75 км/ч по ровненькой дороге), склонность к опрокидыванию в повороте, и уязвимость водителя; в случае опрокидывания транспортера у него было не достаточно шансов выпрыгнуть из собственного тс.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Всего за годы войны было выпущено более 10 000 единиц Kettenkraftrad HK-101. Армейская аббревиатура у него была SdKfz 2.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Многие аппараты, видите ли, на ходу до сих.

Авто Величавой Войны. Часть 2-ая. Легковые

Так же читайте: Авто Величавой Войны. Часть 1-ая. Грузовики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>