В Черногорию — на машине

Портал всегда рад общению со своими читателями. В особенности, когда им есть чем поделиться с другими автовладельцами. Потому, когда в редакцию пришло письмо с предложением опубликовать отчет о поездке из Санкт-Петербурга в Черногорию (и назад) на автомобиле, автор-путешественник получил утвердительный ответ.

Откуда: Наша родина, г. Санкт-Петербург.
Куда: Черногория, г. Будва.
Расстояние: 3 300 км.
Маршрут по странам: Наша родина, Белоруссия, Польша, Словакия, Венгрия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория.
Автомобиль: Peugeot 308 1.6 MT Premium.
Экипаж: 3 человека.
Планируемое время: 8 дней на дорогу (туда и назад), 10 дней — отдых в Черногории.

черногория фото

На машине в Черногорию. Подготовка

Шенгенскую транзитную визу (25 евро) оформляли в посольстве Польши, т.к. из всех государств только Польша, Словакия и Венгрия входят в Шенгенскую зону (в другие страны для людей Рф виза не нужна). В Польском посольстве Вас попросят написать «сочинение» (на российском языке), почему Вы едете конкретно через Польшу и маршрут поездки по странам.

Также нужно иметь документ, подтверждающий наличие забронированного жилища в Черногории. В нашем случае это был ваучер на бронь 2-х комнатных апартаментов в г. Будва. Отыскали и забронировали через Веб (находить лучше на профильных форумах). За 2-х комнатные апартаменты в 10 минутках пешком от моря мы заплатили 25000 рублей на троих. После оплаты, ваучер присылают по электрической почте.

Промежные ночёвки были только спонтанными. Нигде заблаговременно ничего не бронировалось.

В хоть какой страховой нужно будет оформить «Зеленую карту» — страховку (аналог нашего полиса ОСАГО) для свободного проезда по всем странам следования.

Про средства

Держите неплохой припас средств на кредитных карточках, потому что евро — официальная валютная валюта исключительно в самой Черногории, в других странах средства свои.

Наличные евро берите маленькими купюрами. Бумажку в 100 евро разменяете исключительно в банке.

В Белоруссии на неких заправках (а именно заправках «Лукойл») принимаются русские рубли, но не всюду.

Про навигацию

Нам указывали путь навигатор Tibo A1000 с дополнительно установленными картами Восточной Европы (не считая Сербии), две складных картонных карты и атлас авто дорог Европы.

Безотступно советуем закачать (либо докупить) очень подробные и «свежие» карты для навигатора. Это поможет сберечь огромное количество времени и нервишек в пути.

Внимание! Строго соблюдайте высокоскоростной режим! Даже если авто с местными номерами будут на него интенсивно плевать, непременно включайте ближний свет фар в хоть какое время суток и не включайте противотуманки без надобности!

На машине в Черногорию. Поездка

Денек 1-ый. 20 сентября

Старт в 10.00 из Санкт-Петербурга по Пулковскому шоссе через г. Псков на Белоруссию. В Псковской области дороги оставляют вожделеть наилучшего, будьте внимательны и строго соблюдайте правила дорожного движения. Сотрудники ДПС встречаются очень нередко и в самых различных местах. Проезжаете г. Псков, г. Полуостров, и г. Опочка. Дальше вероятны две дороги: через г. Пустошка на г. Невель и, дальше через границу в пос. Юховичи на г. Витебск, либо через населённый пункт Себеж, дальше через границу на г. Полоцк. Дорога во 2-м случае короче на 100 км, но нужно будет оплатить проезд через Себежский заповедник (от 250 рублей, зависимо от типа авто). Проезд через Российско-Белорусскую границу свободный.

Белоруссия. Братская республика отличается, сначала, ухоженными трассами. Дороги всюду ровненькие, валяющегося по обочинам мусора вы не увидите нигде, часто встречаются комфортные места для отдыха. Но есть два предостережения. Во-1-х, въезжайте в Белоруссию с полным баком бензина. Заправочные станции по трассе будут встречаться нечасто, и цена бензина резко отличается от русского в огромную сторону (стоимость за литр 95-го составляла около 35 русских рублей, а на данный момент и того больше). Во-2-х, служащих ГИБДД по трассе фактически нет (лишь на подъезде к большим населенным пт), но не теряйте внимательность: превышение скорости более чем на 20 км/ч — лишение прав! «Договориться» с местными представителями власти можно, но трудно.

Последующий город — столица Белоруссии, город Минск. Красивый город, излучающий теплоту и доброту. Если будет время, непременно задержитесь в нём, погуляйте по Троицкому предместью либо в парке Комсомольского озера.

граница беларусь польша

После г. Минска дорога лежит на г. Брест, к Белорусско-Польской границе. Трасса «Минск-Брест» — на самом деле, платный автобан. Но плата маленькая, а дорога хорошая. Конкретно на этом отрезке пути мы не смогли удержаться от соблазна и «завалили» спидометр нашей 308-ой…

Исходя из убеждений отдыха, у нас было преимущество. В Витебской области у меня есть родственники, которые приютили нас на ночлег. Но в Витебске, Минске либо Бресте отыскать недорогую гостиницу заморочек не составит (в том числе и через Веб), ну и по трассе временами встречаются придорожные мотели.

Расстояния (от Санкт-Петербурга):
До Витебска — 670 км.
До Минска — 800 км.
До Бреста — 1140 км.

Денек 2-ой. 21 сентября

Старт из Витебской области в 9.00. Кое-где в обед подъехали к Белорусско-Польской границе. Очередь машин в 20-25, простояли часа три, документы оформили минут за 20. Сначала 5-ого въехали в Польшу.

польша

После скрещения польской границы наша дорога вела через г. Люблин в г. Жешув, и дальше к границе со Словакией. Дороги в Польше отличные, но узенькие. Трасс как таких нет, через каждые 5-10 км непременно повстречаться деревушка. Всюду всё чисто и аккуратненько. Ехали довольно длительно, по правилам: в населённых пт — 50 км/ч, вне — 80-90 км/ч. Одной из особенностей дорог является их гладкость. В Польше пропал звук от шин, говорить в машине на скорости 90 км/ч можно было шепотом.

Польский — очень смешной язык, огромное количество ласкательных суффиксов и звуков «ша» предают ему уникальный колер. Российский язык все понимают, ну и польский, в общем, понятен, потому с туземцами мы общались без особенных заморочек.

Стоит направить внимание, что в Польше всё работает до 19.00-20.00 часов. Позднее всё «вымирает», работают только заправки. В протяжении всего пути в Польше часто встречались гостиницы и мотели. Но ночевать было решено в Словакии, чтоб утро начать в новейшей стране — это было ошибкой!

Денек 3-ий. 22 сентября. Полночь

Польско-Словацкая граница представляет собой… Fiat Uno 80-х годов выпуска, с 2-мя пограничниками и амбарной книжкой. В неё нас записали и с Богом выслали далее. Нужно было подыскать место для ночлега. Это оказалось нелегко. Ночевать в Словакии негде: по дороге нет ни мотелей, ни гостиниц — исключительно в больших городках. Волей варианта, в ближнем после границы населенном пт заговорили с юным человеком лет 20-ти, который предложил переночевать у него за 30 евро. Делать нечего — согласились! Около 2-х часов ночи подъехали к привлекательному двуэтажному дому. Дверь открыла заспанная мать доброжелательного незнакомца. Юноша растолковал ей кто мы и для чего пришли. Дама проводила нас в гостевую комнату, сонный папа принёс нам подушки и одеяла, проявили, где ванная и туалет. В общем, (не за недешево) оказали гостеприимный приём совсем незнакомым людям. Вот оно — славянское братство! Российский язык понимают, но очень плохо, объяснялись с применением британского и «пальцев».

словакия наш приют

Денек 3-ий. 22 сентября. 8 часов утра

Двинулись в сторону Венгрии через г. Прешов и г. Кошице. Словакия, мягко говоря, страна бедная. Глядеть по дороге особо не на что. Практически всю дорогу кукурузные поля. Дороги в Словакии хорошие, но часто встречались и разбитые участки асфальта. Машин встречалось не достаточно, потому уже к 13.00 мы подъезжали к Словацко-Венгерской границе.

Расстояние:
от Бреста до Кошице — 550 км.

Денек 3-ий. 22 сентября. 13 часов

Границы меж Словакией и Венгрией нет вообщем, только брошенный таможенный терминал, который никто не охраняет. То, что Венгрия — страна с более развитой, чем Словакия экономикой, видно сходу. Отличные широкие дороги с асфальтированными обочинами, в большинстве своём ровненькие. Часто встречаются современные заправочные станции, в каких есть даже душевая комната! Трассы довольно загруженные, но местные водители движутся по ним потоком, со скоростью 120-140 км/ч. Движение в таком режиме позволило нам проехать Венгрию очень стремительно, без боязни попасться милиции. Благо, что местные водители предупреждают о засадах так же, как и в Рф. Стоит направить внимание на особенности обгона в Венгрии. Шофер автомобиля, который решил совершить обгон, включает «аварийку» и смело выезжает на встречную полосу. Автомобиль, который двигается по встречной полосе, перестраивается на обочину, пропуская обгоняющего.

Маршрут по Венгрии смотрелся последующим образом: через г. Мишкольц на г. Будапешт, дальше по трассе «Е-75» через г. Кечкемет на г. Сегед, и потом, через Сербскую границу в г. Суботица.

В Будапеште желали задержаться чуток дольше. Проехали через центр городка, но ничего особо увлекательного не узрели, а находить времени не было. Венгры ни на британском, ни на франзуском, ни тем паче на российском языке не молвят. Общались «на пальцах»

Расстояние:
от Кошице до Субботицы — 480 км.

На всём протяжении пути через Польшу, Словакию и Венгрию часто встречаются указатели. Ориентироваться на трассе просто. В городках и населённых пт очень выручает навигатор, подсказывая подходящий поворот либо съезд.

Но в наш электрический путеводитель по непонятным причинам не установилась карта Сербии. И, нужно сказать, что конкретно дорога по Сербии оставила у нас больше всего воспоминаний, при этом, как и положительных, так и негативных.

Про бензин

Бензин в Восточной Европе дорогой. Разброс цен (в пересчете) от 1,35 до 1,55 евро за литр 95-го. Некие заправочные станции сбивали нас с толку от количества видов горючего: 1-го 95-го встречалось по 4 вида.

Денек 3-ий. 22 сентября. 19 часов

Венгерско-Сербская граница представляет собой стандартный таможенный терминал. На границе свободно. Поглядели ваучер и водительское удостоверение, поставили штампы в паспорта и пропустили. Дорога в Сербии продолжала веселить нас своим качеством: ровненькая и свободная. После г. Суботица шоссе вело нас к населенному пт Нови-Сад. Дальше есть возможность поехать 2-мя способами. 1-ый: не сворачивая с трассы «Е-75» ехать вплоть до Белграда, и дальше по шоссе «Е-763» до границы с Черногорией. 2-ой путь более непростой, через Боснию и Герцеговину: от г. Нови-Сад съехать на дорогу №21, пересечь шоссе «Е-70» и двигаться на г. Шабац. Далее нужно попасть на дорогу №19 и ехать на запад, через населённые пункты Дуваниште, Лешница, Баня-Ковиляча, и дальше повдоль реки Дрины до пограничного переезда через мост в г. Зворнике. В Рф нам рекомендовали ехать через Боснию и Герциговину. Но, посмотрев на сложность маршрута, и, польстившись качеством шоссе до г. Нови-Сад, мы решили ехать через Белград — это была 2-ая ошибка! Дело в том, что дорога после Белграда до самого побережья Адриатического моря — это дорога через горы, в то время как путь через Боснию и Герцеговину — в объезд. Но об этом дальше.

дорога в горах еще

Сам Белград до сего времени представляет собой огромную стройку, видны следы военных событий 1999 года, на улицах много мусора, указателей в городке фактически нет (напомню, что карта Сербии в нашем навигаторе отсутствовала). Зато дороги всюду совершенно ровненькие. Кое-как мы отыскали выезд из городка на необходимое шоссе Е-763. Темнело. Последующим ориентиром служил г. Чачак. По пути в этот населённый пункт у нас случилась 1-ая встреча с милицией. Нас оштрафовали за включенные противотуманки (в пересчете) на 40 евро. Поначалу полицейский брать штраф в евро отрешался, но, осознав, что других средств у нас просто нет — отвёл в сторонку, положил средства в кармашек и, улыбнувшись, отпустил. Когда стемнело совершенно, мы начали въезжать в горный район. Стало закладывать уши. Указатель забортной температуры с +23 погрузился до +3 градусов Цельсия.

После г. Чачак дорога лежит в г. Ужице и дальше в пос. Приеполе к Сербско-Черногорской границе. Отъехав от Сербской столицы 150 км, мы сообразили, что в горах ночевать будет негде. Встречавшиеся горные поселения представляли собой плачевное зрелище. Как раз тогда, нашим экипажем было принято мужественное решение ехать до конечного пт предназначения без остановок!

дорога в горах

По горному серпантину мы ехали в первый раз. Испытали всю палитру эмоций от дороги. Сначала, от красы и монументальности скал и обрывов в лунном освещении. Отбойники над обрывами встречались раз в 100 метров, на каждом 3-ем повороте лежали венки и цветочки. От впрыснутого в кровь адреналина сон прошёл сам собой, концентрация стопроцентная. При скорости 60 км/ч в закрытых поворотах нас ещё умудрялись обгонять туристские автобусы! На границу с Черногорией приехали поздно ночкой.

Расстояние:
От Суботицы до границы с Черногорией — около 550 км.

Денек четвёртый. 23 сентября, 01.15 ночи

На границе с Черногорией, не считая стандартных паспортных процедур, нас попросили оплатить экологический сбор (15 евро) за проезд по заповеднику. Выдали наклейку, которую нужно было приклеить на лобовое стекло. Горная дорога Черногории ничем особо не отличалась от сербской — всё тот же серпантин, только уже направленный на спуск. На подъезде к г. Подгорица дорога начала выпрямляться. Бензин в Черногории самый дешевенький из всех восточноевропейских государств — 1,22 евро за литр 95-го. На рассвете, около 6 часов утра мы проехали г. Цетине — последний ориентир перед конечной точкой маршрута. А когда солнце стопроцентно взошло из-за горизонта, мы узрели лазуревое побережье Адриатического моря и основной центр туристской жизни Черногории — город-крепость Будва.

Расстояние:
От Сербско-Черногорской границы до г. Будва — около 550 км.

Для описания достопримечательностей Черногории будет нужно отдельная статья, так что оставим это на будущее. Скажу только, что эта страна заслуживает того, чтоб в ней хоть раз побывать.

будва

…про оборотный путь

Обратим Ваше внимание на одном деньке из путешествия в оборотном направлении. Мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Ворачивались также, до г. Подгорица, только позже следует ехать на г. Никшич и, дальше через пос. Плужине к границе по шоссе «Е-762». Никаких заморочек на границе не появилось, все документы оформлялись стремительно и чётко. Решено было посетить столицу — г. Сараево.

Центр этого городка малость припоминает архитектурой родной Санкт-Петербург, в особенности в районе набережной реки Миляцки. После посещения столицы нам нужно было попасть на Боснийско-Сербскую границу в районе г. Зворник. Дорога туда лежит через населённый пункт Власеница и, дальше на северо-восток к реке Дрине. До пограничного моста дорога проходит повдоль этой реки, ну а далее, переехав мост, вы возвращаетесь в Сербию. Сравнив два маршрута на своем опыте, мы совершенно точно решили, что более длиннющий путь через Боснию и Герцеговину оправдан. Горных дорог существенно меньше, крутизна серпантинов более плавная, а означает и средняя скорость выше. Также свалился средний расход горючего, который в горах достигал 13 л. на сотку из-за неизменного включения пониженных передач, прямо до первой.

босния и герцеговина

В Боснии и Герцеговине, на шоссе среди леса нас 2-ой раз приостановила милиция за превышение скорости на 20 км/ч. В пересчёте с местной валюты на евро штраф составил 20 «европейских единиц». Брать в евро также отказались и отпустили так.

…А вот проезжая Польшу на оборотном пути, мы превысили скорость аж на 60 км/ч, не заметив знака «Населённый пункт». После 15-ти минутного разговора в машине, отвертелись «неофициальным штрафом» в 100 евро (официальный был 200 евро). Так что не только лишь наши охраны закона не гнушаются дополнительным заработком…

На машине в Черногорию: итоги

Туда и назад — 7 126 км за 8 дней. Поездка отдала массу воспоминаний. Но, обратим Ваше внимание на то, что целью был конкретно отдых в Черногории, потому в большинстве увлекательных мест по пути следования останавливаться мы не стали, чтоб не терять времени. Водительская и физическая подготовка должна быть на неплохом уровне. Издержки на горючее составили около 1300 евро на троих. Никаких преступных происшествий за всю дорогу не было. За свою жизнь, здоровье и имущество никогда беспокоиться не пришлось.

Исходя из убеждений экономической необходимости, различия меж оковёвкой с билетом на самолет и самостоятельной поездкой на машине нет. Но если вы готовы к приключениям, желаете своими очами узреть, как живут люди в других странах, обогатить своё миропонимание — смело отчаливайте в путь. Это очень любопытно!

черногория фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>